28.10.2021 |

Концепция создания школьного образовательного пространства

     

         Недостаточно покрасить лестницу в цвет радуги или создать яркий узор на фасаде, чтобы в школе хотелось учиться. Поэтому в  школе необходимо пересмотреть концепцию школьного пространства целостно.

По своей главной идее образовательная среда должна служить всем участникам образовательного процесса, раскрывать потенциал учащихся и педагогов. Кроме соблюдения законов эстетичности школа должна воплощать идеи безбарьерности, а также доступности и безопасности учебной среды. Именно такая реорганизация пространства будет помогать в реализации основных целей школы. Удобство и комфорт для учителей и учащихся.

Главный принцип оформления школьных помещений создание образовательного пространства, которое поможет учащимся приспособиться к школьной жизни. То, что окружает ребенка в классе, оказывает большое влияние на дальнейший успех в учебе, полноценное личностное развитие и усвоение предметных или жизненных навыков.

Обустройство учебного пространства обязательно должно соответствовать возрастным особенностям школьников. Например, для учащихся начальной школы особенно важно чувствовать себя в школе как дома. Поэтому комфортные, максимально приближенные к домашним условиям для игры и отдыха помогут ребенку быстрее и проще адаптироваться к учебному процессу.

Конечно, наполнение образовательного пространства должно осуществляться с учетом ряда норм: соблюдения государственных и международных стандартов производства школьного оборудования, санитарно-гигиенических и технико-эргономических норм и требований безопасности. Также важно сохранить эстетичность таких пространств, не забывая об их основных функциях.

Общие решения по обустройству школьных помещений принимает школьная администрация. В то же время особую роль играет оформление самих классов, которым занимаются педагоги и родители.

На старте реформа школ была большим вызовом для учителей не только с точки зрения изменения подходов, принципов, методов и форм работы, но и в плане оформления классного пространства. Учителя должны были отказаться от стандартного постоянного набора стендов, к которому привыкли в течение многих лет, и превратить класс в территорию креатива, наполненную "живой" наглядностью. Более того, не просто наполнить, а создать эту наглядность совместно с детьми. Учительница отмечает, что такие изменения происходили достаточно непросто. Ведь создание мотивирующего места требует творческого подхода и большого количества времени.

В школе основным элементом пространства могут быть белые стены, которые постепенно заполняются наглядными материалами. Это означает, что первого сентября дети заходят в "голые" классы, которые декорируют и наполняют потом вместе с учителями. Важно, чтобы пространство вокруг постоянно обновлялось, в частности, должно меняться наглядный материал. Ведь если что-то постоянно окружает детей, то со временем они просто не обращают на него внимания.

Часто, обустраивая классные комнаты, особенно кабинеты начальных классов, руководствуются мнением: чем ярче – тем лучше. Огромное количество готовых плакатов, раскрасок и наклейок вводит людей без специального дизайнерского образования в заблуждение. Они пытаются использовать сразу все и побольше забывая о золотом правиле – «что слишком, то не здраво».

Именно поэтому, оформляя образовательное пространство, важно придерживаться одного стиля, унифицированных дизайнерских решений. Прежде всего, необходимо избегать "визуального мусора" - избыточного количества ярких плакатов, наклейок, раскрасок на стенах, шкафах, окнах и т.д. Дети будут гораздо эффективнее учиться, если вокруг нет агрессивных цветов и элементов оформления, разрушающих и уродующих общий вид и дезориентирующих учеников.

Совсем не стоит залеплять стены тем, что не касается актуальной темы. Ведь слишком большое количество визуальных раздражителей будет отвлекать и без того неустойчивое детское внимание.

Однако есть список определенных визуальных материалов, которые могут оставаться на стенах в течение года, ведь используются постоянно. Это утренние поздравления, расписание уроков, ежедневные новости или классный календарь, уголок настроения, доверенность, самооценка успеваемости на уроке, правила класса. Такие тематические стенды можно, например, заказать и приобрести на сайте https://stendua.com/ru/stendi-dlya-shkil . Наглядность, относящаяся к учебной деятельности, должна быть тематической и меняться вместе с темой. Важно также, чтобы наглядность была учащимся информативной. То есть дети должны знать, для чего она там висит и как они могут ее использовать.

Ученики должны чувствовать, что школа не просто здание, в котором они учатся. Это место, где им всегда рады. Чтобы дети чувствовали себя в школе как во втором доме, важно, чтобы они чувствовали свою причастность к ее устройству. Необходимо использовать для оформления кабинета работы каждого учащегося и ученицы. Рисунки или проектные работы будут создавать у детей чувство личного вклада в обустройство общего пространства.

Дети должны быть создателями собственного пространства и быть причастны абсолютно ко всему, чем наполняется классная комната. Если это правила, они сами их создают методом мозгового штурма, голосуют, записывают. Только после этого мы можем оформить и заламинировать электронную версию. Это дает детям чувство своей важности.

К созданию всего, что есть в классе, дети относятся с большим рвением. Особенно если их поощрить и дать ощущение, что они делают что-то важное. Чтобы дети в классе чувствовали себя комфортно и безопасно, не нужно много средств (конечно, если речь не идет о технике). Оформление класса с активным привлечением детей всецело зависит от креативности учителя.

Нет комментариев.

Отправить комментарий