Недостаточно покрасить лестницу в цвет радуги или создать яркий узор на фасаде, чтобы в школе хотелось учиться. Поэтому в школе необходимо пересмотреть концепцию школьного пространства целостно.
По своей главной идее образовательная
среда должна служить всем участникам образовательного процесса, раскрывать
потенциал учащихся и педагогов. Кроме соблюдения законов эстетичности школа
должна воплощать идеи безбарьерности, а также доступности и безопасности
учебной среды. Именно такая реорганизация пространства будет помогать в
реализации основных целей школы. Удобство и комфорт для учителей и учащихся.
Главный принцип оформления школьных
помещений создание образовательного пространства, которое поможет учащимся
приспособиться к школьной жизни. То, что окружает ребенка в классе, оказывает
большое влияние на дальнейший успех в учебе, полноценное личностное развитие и
усвоение предметных или жизненных навыков.
Обустройство учебного пространства
обязательно должно соответствовать возрастным особенностям школьников.
Например, для учащихся начальной школы особенно важно чувствовать себя в школе
как дома. Поэтому комфортные, максимально приближенные к домашним условиям для
игры и отдыха помогут ребенку быстрее и проще адаптироваться к учебному
процессу.
Конечно, наполнение образовательного
пространства должно осуществляться с учетом ряда норм: соблюдения
государственных и международных стандартов производства школьного оборудования,
санитарно-гигиенических и технико-эргономических норм и требований
безопасности. Также важно сохранить эстетичность таких пространств, не забывая
об их основных функциях.
Общие решения по обустройству школьных помещений принимает школьная администрация. В то же время особую роль играет оформление самих классов, которым занимаются педагоги и родители.
На старте реформа школ была большим
вызовом для учителей не только с точки зрения изменения подходов, принципов,
методов и форм работы, но и в плане оформления классного пространства. Учителя
должны были отказаться от стандартного постоянного набора стендов, к которому
привыкли в течение многих лет, и превратить класс в территорию креатива,
наполненную "живой" наглядностью. Более того, не просто наполнить, а
создать эту наглядность совместно с детьми. Учительница отмечает, что такие
изменения происходили достаточно непросто. Ведь создание мотивирующего места
требует творческого подхода и большого количества времени.
В школе основным элементом пространства могут
быть белые стены, которые постепенно заполняются наглядными материалами. Это
означает, что первого сентября дети заходят в "голые" классы, которые
декорируют и наполняют потом вместе с учителями. Важно, чтобы пространство
вокруг постоянно обновлялось, в частности, должно меняться наглядный материал.
Ведь если что-то постоянно окружает детей, то со временем они просто не
обращают на него внимания.
Часто, обустраивая классные комнаты,
особенно кабинеты начальных классов, руководствуются мнением: чем ярче – тем
лучше. Огромное количество готовых плакатов, раскрасок и наклейок вводит людей
без специального дизайнерского образования в заблуждение. Они пытаются
использовать сразу все и побольше забывая о золотом правиле – «что слишком, то
не здраво».
Именно поэтому, оформляя образовательное
пространство, важно придерживаться одного стиля, унифицированных дизайнерских
решений. Прежде всего, необходимо избегать "визуального мусора" -
избыточного количества ярких плакатов, наклейок, раскрасок на стенах, шкафах,
окнах и т.д. Дети будут гораздо эффективнее учиться, если вокруг нет
агрессивных цветов и элементов оформления, разрушающих и уродующих общий вид и
дезориентирующих учеников.
Совсем не стоит залеплять стены тем, что
не касается актуальной темы. Ведь слишком большое количество визуальных
раздражителей будет отвлекать и без того неустойчивое детское внимание.
Однако есть список определенных визуальных материалов, которые могут оставаться на стенах в течение года, ведь используются постоянно. Это утренние поздравления, расписание уроков, ежедневные новости или классный календарь, уголок настроения, доверенность, самооценка успеваемости на уроке, правила класса. Такие тематические стенды можно, например, заказать и приобрести на сайте https://stendua.com/ru/stendi-dlya-shkil . Наглядность, относящаяся к учебной деятельности, должна быть тематической и меняться вместе с темой. Важно также, чтобы наглядность была учащимся информативной. То есть дети должны знать, для чего она там висит и как они могут ее использовать.
Ученики должны чувствовать, что школа не
просто здание, в котором они учатся. Это место, где им всегда рады. Чтобы дети
чувствовали себя в школе как во втором доме, важно, чтобы они чувствовали свою
причастность к ее устройству. Необходимо использовать для оформления кабинета
работы каждого учащегося и ученицы. Рисунки или проектные работы будут
создавать у детей чувство личного вклада в обустройство общего пространства.
Дети должны быть создателями
собственного пространства и быть причастны абсолютно ко всему, чем наполняется
классная комната. Если это правила, они сами их создают методом мозгового штурма,
голосуют, записывают. Только после этого мы можем оформить и заламинировать
электронную версию. Это дает детям чувство своей важности.
К созданию всего, что есть в классе,
дети относятся с большим рвением. Особенно если их поощрить и дать ощущение,
что они делают что-то важное. Чтобы дети в классе чувствовали себя комфортно и
безопасно, не нужно много средств (конечно, если речь не идет о технике).
Оформление класса с активным привлечением детей всецело зависит от креативности
учителя.
Нет комментариев.
Отправить комментарий