Цель: расширять
представление учащихся о словах, обозначающих признаки предметов, о том, какую
функцию они выполняют в языке, совершенствовать умение определять в речи слова,
обозначающие признаки предметов, и правильно употреблять их; расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь
к родному слову.
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИЯ
КЛАССА
ІI. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Каллиграфическая минутка.
2. Толковый словарный диктант.
— Угадайте
слова по толкованиям и запишите их в столбик.
Место для выращивания овощей. (Огород.)
Крупный населённый пункт. (Город.)
Сильный холод. (Мороз.)
Помещение для автомобилей. (Гараж.)
Двурогий «корабль» пустыни. (Верблюд.)
Учебная принадлежность для письма или рисования.
(Карандаш.)
Осадки в тёплое время года. (Дождь.)
Назовите орфограмму, которая объединяет эти слова. Как
проверить эту орфограмму?
На какой вопрос они отвечают?
3. Подбор слов-признаков к данным
словам.
— Подберите
слова-признаки к каждому слову.
Образец: огород (какой?) большой.
— Сегодня на
уроке мы познакомимся со словами, обозначающими признаки
предметов, выясним, какую «работу» выполняют эти слова и на какие вопросы они отвечают, и будем учиться определять слова, обозначающие признаки предметов, в ряду других слов и правильно употреблять их в речи.
IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И
ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с прилагательными
-
Послушайте текст. Какие
прилагательные встретились. Устно поставьте к ним вопросы.
У лисы зубки острые, рыльце тоненькое,
шубка тёпленькая. Хорошо лиса наряжена. Шерсть пушистая. На груди жилет, а на
шее белый галстук.
____________________________________
Ни для кого не секрет, что шить самому намного выгоднее и практичнее, чем покупать одежду на рынке или магазине. Вот только надо подобрать хорошую ткань, сделать правильный раскрой и юбка шестиклинка , о который вы так долго мечтали, готова.
____________________________________
____________________________________
Ни для кого не секрет, что шить самому намного выгоднее и практичнее, чем покупать одежду на рынке или магазине. Вот только надо подобрать хорошую ткань, сделать правильный раскрой и юбка шестиклинка , о который вы так долго мечтали, готова.
____________________________________
2. Работа по рисункам. Работа в
парах.
— Внимательно
рассмотрите рисунки на доске и ответьте на вопросы.
Медведь (какой?) Конь
(какой?)
Лиса (какая?)
Слон (какой?)
Арбуз (какой?) Солнце
(какое?)
— Подчеркните
слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая?
какое?
3. Игра «Образуй новое слово».
— Образуйте слова
по образцу и запишите их.
Образец: сирень - сиреневый.
книга
— гроза —
зелень
— золото
—
звон — река—
тепло
— лиса —
4. Говори правильно! (Групповая работа)
Дети объединяются в группы по 5-6 человек и выполняют
задание.
Задание:
объясните значение словосочетаний. Введите их в предложения.
1 группа: свежий воздух
2 группа: свежая газета
3 группа: свежий хлеб
4 группа: золотые часы
5 группа: золотые руки
Физкультминутка «Над водой летят стрижи».
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, (Присели.)
Плывёт лодочка-краса -
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед
грудью, плавные движения тул.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Игра «Доскажи словечко».
— Закончите
стихи.
Есть сладкое слово — ....
Есть быстрое слово — ...,
Есть кислое слово — ...,
Есть слово с окошком — ....
Есть слово колючее — ....
Есть слово промокшее — ....
Есть слово упрямое — ...,
Слова для справок: ракета, конфета, вагон, лимон, ёж,
дождь, цель, ель.
2. Работа по карточкам (в парах).
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Утро
Ран... весен... утро. В небе ни облачка. Выплыло
со...нце. Весь ст...пной простор кажется осыпанным тонкой з...л...той пыл...ю.
В густой тр...ве др...жат, переливаются капли крупной р...сы. Скромно смеются к...локольчики, б...леет п...хучая ромашка, дик...
гвоздика горит пунцовыми пятнами.
VI. ИТОГ УРОКА
1. Интерактивное упражнение «Микрофон»
- Заменить слова, обозначающие признаки предметов, словами,
противоположными по значению.
Трусливый заяц, слабый мороз, старое
пальто, легкая работа, сладкие ягоды.
2. Интерактивное упражнение «Мозговой
штурм»
- Что запомнилось на уроке больше всего? - Что мы повторили сегодня на уроке?
- Как называются слова, имеющие только одно значение?
Приведите примеры.
- Как называются слова, имеющие несколько значений?
Приведите примеры.
VII.ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ С. 40, упражнение 211.
Автор:
Стышук Вита Владимировна, учитель начальных классов Лозовской ООШ I-III ст. №1 Харьковская
обл., г. Лозовая.
Нет комментариев.
Отправить комментарий