«Шахматы в школе»
Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств.
И.Г. Сухин
Зная, как велико значение шахматного урока, влияние шахмат на развитие личности ребёнка, его психических процессов, формирование творческих способностей, воспитание важных личностных качеств, директор школы Пушканова М.С. предложила этом году создать курс ускоренного и углубленного обучения шахматной игре учащихся проблемного 3 б класса. Это мой класс, в котором 27 человек, из них 20 мальчиков и почти все гиперактивные «шустрики» и «сорванцы». Необходимо было направить энергию ребят в нужное русло, чтобы эта чрезмерная активность приносила положительные результаты. Так появился шахматный класс. Основной целью создания данного шахматного класса стало отслеживание у детей, играющих в шахматы, динамики развития психических процессов (влияние шахмат на повышение концентрации внимания, развитие памяти и мышления и произвольного поведения)
В классе появилась демонстрационная шахматная доска. Предусмотрен специальный уголок, для занятий и игр в шахматы, с познавательной литературой и стендами.
Дело стало за педагогом. Необходим был опытный педагог, который помог бы ребятам не только научиться играть в шахматы, но и увлечься игрой, а для этого нужно привить интерес к новому предмету, зажечь огонек фантазии в глазах ребят. И такой педагог нашелся. Это тренер – преподаватель по шахматам 2 категории Хуснутдинова Ф.Н. Первая же встреча с волшебным миром шахмат стала для детей праздником. С большим воодушевлением делятся они со мной своими впечатлениями от занятий.
Занятия начались в середине ноября. Из 27 учащихся, на момент начала занятий, в шахматы умели «играть» 4 человека. Класс был условно разделен на 2 группы: начинающие и продолжающие (дети, знающие название фигур и их расположение на шахматной доске)
В классе было проведено психологическое тестирование, направленное на определение у детей тревожности, на выявление устойчивости и концентрации внимания, восприятия, на проверку уровня логического мышления, а так же на выявление состояния учащихся по отношению к коллективу. Дана предварительная оценка результатов исследований и она, как оказалось, ниже средней. Данное тестирование было проведено повторно в конце учебного года. Результаты намного лучше и оценка выше средней. Дети стали более внимательными, повысилась самооценка у многих ребят, более значимым стало между детьми партнерство и сотрудничество.
На сегодняшний день в классе научились играть в шахматы все дети. Некоторые ребята из группы начинающих переведены в продолжающую группу. Как классный руководитель, хочу отметить, что дети с большим желанием посещают занятия, ведут записи в тетрадях, явно проявляют интерес к игре, многие уже увлечены шахматами. Если раньше на переменах дети бесцельно проводили время, то сейчас со звонком стремятся к игровому столу, играют в шахматы либо наблюдают за игрой одноклассников. Теперь мы сражаемся и выясняем отношения друг с другом по-другому.
Изменения в поведении и учебе заметили и родители ребят. На родительском собрании они высказали слова благодарности в адрес педагога. Дети стали инициаторами семейных шахматных игр по вечерам. А в семьях, где родители не умеют играть в шахматы, на помощь пришел компьютер.
Гарипов Зуфар после очередного выходного дня принес в класс любимую шахматную фигуру, сделанную своими руками – шахматного ферзя. Родилась идея сделать сказочную шахматную страну со своими королями и подданными. И вот что получилось. Дети проявили фантазию и смекалку. Фигурки сделаны и из бумаги, и из бросового материала, и из дерева и других материалов. Подключились и родители. Очень увлекательно и по-особому интересно сражаться на таком шахматном поле.
Приятной новостью стало известие о том, что ребята уже могут проверить свои знания и умения и помериться силами в первом шахматном турнире с ребятами - шахматистами из 31 школы. Первые соревнования проведены. Они вызвали у ребят много эмоций. Более мотивированным стало желание научиться играть хорошо и выигрывать, стремление к желанной победе. В мае состоится еще одна встреча. Ребята усердно готовятся к ней.
Радостно отметить, что в этом году некоторые ребята отличились в школьных олимпиадах, стали проявлять активность в различных конкурсах и соревнованиях.
Шахматы стали нашими большими друзьями, незаменимыми помощниками и учителями.
Закончить свое выступление хочу словами благодарности:
• директору школы Марине Сергеевне за прекрасную идею создания шахматного класса,
• педагогу – тренеру по шахматам Фиалке Назиповне
• и этой древней и мудрой игре «Шахматы».
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Быстрова Светлана Валиевна
Нет комментариев.
Отправить комментарий