Роль семьи и отношений родителей в жизни одаренного ребенка
Первооткрывателями одаренности детей являются родители. Они исполняют самую главную роль в становлении и развитии не только одаренности ребенка, но и его личности.
Иногда родители не замечают одаренность своих детей (это бывает, например, если ребенок первый и единственный) или сопротивляются причислению своих детей к одаренным ("Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть она лучше будет нормальной"), начинают излишне "эксплуатировать" способности ребенка и помещают ее в искусственные условия (например, лишают возможности общаться с однолетками).
Все это ложится дополнительным грузом на плечи ребенка, ведь в какой-то момент он сам открывает свою одаренность и понимает, что чем-то отличается от других.
Очень важно в этот момент поддержать ребенка, показать, что его особенность - это нормально, что он имеет на это право и, конечно, что вне зависимости от того, или будет он обнаруживать свои таланты в дальнейшем или нет, все равно его любят (о важности позиции родителей, взаимоотношениях в семействе и их влиянии на дальнейшую жизнь ребенка написанное огромное количество книг, психологических и художественных).
Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы. Задача заключается в том, чтобы вовремя найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка, чтобы он имел здоровое самовосприятие, потому что представление о самом себе - это во многом кристаллизация того, как на нас реагируют другие люди.
Проведенные в Чикаго (1979) исследования показали, что самооценка высокоодаренных младших школьников ниже, чем в трети их ординарных одногодков, а социальная уверенность ниже, чем в четверти. В связи с этим еще раз хочется подчеркнуть, что одарены дети более чувственные и уязвимые в социальном плане, потому важно, чтобы в первую очередь родители формировали у них адекватное отношение к себе.
Следующим наиболее ответственным моментом в жизни одаренного ребенка является его поступление в школу, особенно если это не специализированное, а обычное учебное заведение.
Ребенок может стать изгоем, потому что одноклассники будут "мстить" ему за то, что он более умный и более талантливый, чем они, а у учителей "нестандартный" ребенок скорее всего будет вызывать раздражение, поскольку они привыкли ориентироваться на средний уровень. В данном случае ничто не сможет заменить родительской поддержки и поощрения.
Следовательно, родителям необходимо:
принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их как носителей талантов;
опираться на собственные силы и позволять ребенку самому искать выход из сформированной ситуации, решать каждую задачу, которая ему по силам, даже если сами могут делать это лучше и быстрее;
не давить на ребенка в его школьных делах, но всегда быть готовыми прийти на помощь в случае потребности;
точно рассчитывать момент и степень реакции на потребности ребенка (если ребенок поставил вопрос, то не поддаваться искушению рассказать о предмете все, что они знают сами, а только дать ответ).
______________________________________________________
Вчера попробовала приготовить цветную капусту, запеченную в молочном соусе. Рецепт взяла на сайте для родителей "Малютка". Там, кстати говоря, очень интересные рецепты для детей разного возраста. Такая вкуснятина получилась, что даже дочка, которая напрочь отказывалась кушать цветную капусту съела порцию в один присест.
Нет комментариев.
Отправить комментарий