Вы не когда не были в Виннице? В этом замечательном городе великое множество древнейших архитектурных памятников, храмов, монастырей, музеев и много других прекрасных уголков, которые стоит посетить, при этом аренда квартир в Виннице - это не проблема, если воспользоваться услугами портала частных бесплатных объявлений Винницы Slando.
Это было небольшое лирическое отступление. Сегодня я хотела бы вам предложить для использования в роботе сценарий встречи в музыкальной гостиной для детей старшей группы.«Все о марше».
Дети заходят в зал под музыку «Праздничный марш».
Раньше в богатых усадьбах вечерами собирались богатые люди. Они общались, вели разговоры на разные темы. В гостиной при свечах звучала музыка. Устраивались концерты. Играли на разных музыкальных инструментах. Звучали пьесы, сочиненные композиторами, поэты читали свои стихи, художники устраивали свои выставки.
И сегодня мы с вами поговорим о марше. Что это за музыка?
(ответы детей)
Правильно, это музыка для ходьбы. Звуки в ней ровные, четкие, они как бы помогают нам идти: раз-два, раз-два – шагаете вы под марш на зарядке. Это марши спортивные, бодрые. Но есть марши и другие.
Каждый из вас не раз слышал музыку марша. Вспомните, когда и где это было.
(ответы детей)
М.р. Да, совершенно верно. Марши звучат не только на музыкальных занятиях и физкультурных. Идут войска на параде, и опять звучит музыка марша. По радио и телевидению часто можно услышать четкие звуки марша. А герои мультфильмов? Вспомните, например, как бодро с песней шагает войско в мультфильме «Бременские музыканты»
(фрагмент музыки, видео)
Сегодня мы, вслушиваясь в музыку, подумаем о том, чем отличаются друг от друга марши. Но сначала я расскажу вам сказку о марше.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, и звали его Марш. Это был удивительный король, величественный, торжественный и энергичный. Он очень любил порядок и организованность. Король всегда держал в руках волшебные палочки, а одежда его отличалась строгостью, элегантностью.
Королевство это было большое, и придворные здесь жили дружно. Все они очень любили маршировать и так же, как король, любили порядок и четкость.
Один раз в году, в ясный, солнечный день, когда Марш устраивал большой праздник, на котором все придворные марши демонстрировали свои наряды. Все они были очень разные. Давайте представим, что все мы сегодня в гостях на этом красочном празднике. Посмотрим и послушаем.
Открывали торжество праздничные марши. Они бодро, весело и четко шествовали перед королем и его свитой. Мы с вами заходили в зал под музыку праздничного марша. Им на смену выходили жонглеры, борцы, акробаты – спортивные марши. Они подтянуты, упруги и энергичны.
1 куплет песни «Физкульт – ура!» муз. Чичкова.
Придворные лицедеи короля – игрушечные марши – отличались остротой, легкостью и подвижностью. Скажите, что это за марш?
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский
А непобедимая армия короля – военные марши – звучат призывно и ликующе.
«Военный марш» муз. Г.Свиридова
М.р. Слушая музыку и сравнивая ее, мы узнали, что марши бывают разные. Какие вы запомнили?
Дети. Военные, спортивные, праздничные и даже «игрушечные».
М.р. Но есть еще и особо любимые у короля марши – сказочные.
Узнайте, как называется марш, который сейчас прозвучит?
«Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского – видео
Дети. Это «Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.
М.р. Правильно. Музыка этого марша праздничная, веселая, детская. Она такая радостная и звонкая.
М.р. А сейчас вы услышите другой сказочный марш –
«Шествие гномов» норвежского композитора Эдварда Грига. Кто такие гномы? (видео сюжет)
(ответ детей)
М.р. Гномы – сказочные маленькие человечки, которые живут в лесу. Они быстрые, немножко неуклюжие, бегающие в припрыжку. Они могут быть добрыми, ласковыми, но иногда и злыми. Послушаем эту музыку (слушание муз.)
Это марш. Но как он звучит? Ровными ли, четкими ли рядами идут гномы? (ответ детей)
М.р. Да, гномы гурьбой проходят перед нами. Муз. начинается тихо и потом звучит все громче и громче. Как будто гномы приближаются из далека, и вот они уже совсем рядом. Они прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место. Музыка звучит то быстрее, то медленнее, то совсем замирает, как будто гномы кувыркаются на траве, гоняясь друг за другом. Музыка звучит все громче и громче и потом постепенно затихает. Как будто гномы остановились вдруг, увидев необыкновенную красоту природы. Зеленая полянка освещена, пробирающимися сквозь листву лучами солнышка. Летний ветерок иногда колышет листочки, тихо, задумчиво журчит ручеек, как бы рассказывая интересную сказку. Но вот в эту тишину врывается стремительная музыка. Она становится все громче и громче, как будто гномы, налюбовавшись красотой природы, вновь продолжают свое забавное необычное шествие. Музыка становится все громче и громче и заканчивается очень высоким аккордом. Теперь предлагаю поиграть в театр. Кто из вас хочет быть артистом?
Хорошо, а остальные – зрители. Артисты сейчас будут изображать гномов под музыку Эдварда Грига «Шествие гномов».
(звучит запись, дети импровизируют)
А сейчас прозвучит еще один марш. Внимательно его послушайте и попытайтесь определить, какие персонажи идут под этот марш.
«Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»
(ответы детей)
М.р. Правильно, вы сразу догадались, что музыка этого марша необычная, сказочная, волшебная. Под нее важно шествует злой волшебник, карлик с длинной бородой – Черномор.
Музыка марша как бы рисует нам картину этого шествия. Обратите внимание: громкие, отрывистые звуки с резкими ударениями – акцентами в начале марша рисует нам портрет злого страшного волшебника. В средней части мелодию исполняют колокольчики. Они звучат высоко, прозрачно, звеняще и создают впечатление волшебной сказочной музыки. Затем опять повторяется первая часть с резким, громким звучанием всего оркестра.
Мы можем представить себя музыкантами. Для этого возьмем в руки колокольчики и послушаем марш еще раз. как только вы услышите в марше звучание колокольчиков, то тихонько подыграйте на своих инструментах. Представим себе, что мы находимся с вами в волшебной сказке.
Звучит «Марш Черномора».
( Дети играют на колокольчиках)
Продолжим наш разговор о музыке к сказке и сказочных маршах. Сейчас прозвучат 2 отрывка из муз. произведений, две музыкальные загадки. Пожалуйста, вслушиваясь в музыку, попытайтесь определить характер изображенных здесь зверей.
звучит фрагмент «Королевского марша львов» Сен-Санса
(ответы детей)
М.р. Да, вы правы. Эта пьеса написана французским композитором Сен-Сансом. Называется она «Королевский марш львов». Музыка, написанная для оркестра и 2х фортепиано низкими мерными звуками передает нам гордую, важную поступь этого животного. Иногда в музыке слышны устрашающие звуки-рычания. Но вот, музыка меняется, вдруг появились высокие звуки в исполнении ф-но. Лев уже нам не кажется таким грозным и важным.
Теперь послушайте другую музыку
«Марш зайчат» Жилинского.
Каков характер этого марша? Меняется ли он?
(слушают «Марш зайчат» Жилинского)
Дети. Музыка веселая, шутливая, а в середине – страшная.
М.р. Молодцы, вы верно заметили, что в средней части пьесы рассказывается о чем-то страшном что напугало зайцев: может обломился сук на дереве, или им почудилось, что в кустах притаился волк? А может быть, и впрямь злые волчьи глаза блеснули где-то рядом, и зайцы, задрожав от страха бросились на утек врассыпную, кто куда.
(исполняется фрагмент)
М.р. Но вот опасность миновала и наши зайцы снова продолжают резвиться на полянке, забавляться, весело маршируя. (фрагмент)
Теперь артистами побудут другие ребята. Они под музыку будут изображать веселых зайчат.
(импровизация под муз.)
М.р. На нашей беседе вы много узнали о марше. Что марши бывают разные и как много композиторов используют марши в своих произведениях. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!
Нет комментариев.
Отправить комментарий