Довольно часто в высказываниях взрослых о ребенке можно услышать – "… такой непослушный, беспокойный, ну ни минутки покоя: везде лезет, все-то ему надо – то игрушку елочную пробует на зубок, то в электрическую розетку пытается засунуть карандаш…". А другая мама, наоборот, недовольна тем, что ее малыш излишне застенчив, "… играет в одиночку, прочесть стихотворение на празднике для него – настоящее наказание - сразу в слезы! Всего боится, всех стесняется, – пропадет такой тихоня в жизни!" А рядом радостная мама сообщает: "А наш – ну просто вундеркинд, не успеешь о чем-нибудь прочесть или рассказать – он уже все запомнил, схватывает на лету!" Послушают родители и начинают беспокоиться: "…а нашему с утра до вечера нужно твердить одно и то же: как сквозь сито все просеивается, а в голове не остается! Как же он в школе будет учиться?
" Иногда можно услышать и такое – "… ну до чего упрямый, если что-то возьмет себе в голову, ни за что не переубедишь – весь в отца!" А умудренные жизненным опытом бабушки вносят свою лепту в обсуждение проблем воспитания малышей, успокаивая –… ничего, подрастет малыш – "выровняется"! Что же скрывается за приведенными примерами – плоды воспитания, "дурной" наследственности, "счастливого случая"? Это может быть и то, и другое, и все вместе. Наверное, многие последуют совету мудрых бабушек, некоторые отправятся на розыски методических пособий по развитию детей – благо специальных пособий выпускается предостаточно. Но каждый взрослый должен отчетливо представлять, что, вернее кого, он стремиться переделывать.
Дело в том, что в приведенных описаниях поведения, психологи увидят проявления различных типов темперамента. Напомним, что же такое темперамент? Говоря о человеке, мы отмечаем не только то, что он знает, что умеет, что предпочитает делать, но и как он это делает, как ведет себя - импульсивно, порывами или целенаправленно, постепенно, быстро "выдыхается" или не знает усталости, "толстокожий" или "сплошные нервы". Все эти определения, характеризующие динамику поведения, принято относить к особенностям темперамента. Ими пользуются для характеристики поведения человека, независимо от его возраста. Более того, именно эта сторона индивидуальности каждого из нас остается наиболее постоянной в течение жизни. Вот примеры основных типов темперамента, составленные психологами на основе наблюдения.
Канареечки, баранчики, львята, и другие милые "зверюшки"
Ребенок сангвинического темперамента строен, изящен. В движениях быстр и подвижен. Ум его – живой и острый, но не за счет глубины и вдумчивости. Он жизнерадостен, любит наслаждения, стремится к ним. Чувства быстро нарастают, но захватывают его поверхностно: он берется с горячностью за всякое новое предприятие, но, не имея настойчивости довести его до конца, быстро к нему охладевает.
Иного склада ребенок флегматического темперамента. Часто физически упитанный, он медлителен в своих движениях, инертен, ленив. Его ум последовательный, вдумчивый и наблюдательный. Его чувства не горячи, но постоянны. Если уж берется за какое-нибудь дело, которое его увлекает, то доводит его до конца.
Ребенок холерического темперамента слишком решителен и быстр, а потому часто опрометчив в своих движениях. Он настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. Его острый и насмешливый ум слишком категоричен в своих выводах. Чувства слишком страстны и резки в проявлениях симпатии и антипатии. Он склонен к борьбе всякого рода.
Меланхолический темперамент проявляется в серьезности, медлительности и основательности. С глубоким, вдумчивым умом, ребенок меланхолического темперамента непреклонен и настойчив до фанатизма в своих излюбленных взглядах. Крайне впечатлительный и замкнутый, он редко проявляет свои чувства.
Каждый тип темперамента обладает своими достоинствами и недостатками или сильными и слабыми качествами. Следует помнить, что тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы, которые передаются по наследству, поэтому ваш ребенок – это зеркало, в котором вы можете увидеть себя и многих ваших родственников. Это увлекательное занятие – находить в малыше черты близких людей, часто это радует, иногда тревожит. Наверное, родители согласятся и с продолжением известной фразы "себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит!" Что могут сделать родители для того, чтобы темперамент малыша и ему самому и окружающим его людям всегда оборачивался его "положительными" сторонами? Все мы любим приключения Тарзана и Маугли, но живем-то мы среди людей и для людей, для общества, которому нет дела до наших нестандартных особенностей. Как показывает жизнь, и ученые исследования это подтверждают, с возрастом отличительные особенности темпераментов могут и сглаживаться, и "заостряться". Поэтому каждый человек должен овладеть "профессией" дрессировщика своего темперамента. И чем раньше человек приступает к этому, тем больших успехов он может достичь. А всегда ли это просто сделать? Тем более что дрессура доставшихся нам в наследство "индивидуальных зверюшек", в которые норовят обратиться доставшиеся нам темпераменты, утомительна и сложна, и это касается не только "львов и баранчиков", но также и "кошечек", и "канареечек". Маленькому человечку самостоятельно справиться с этой задачей не под силу, ему необходима помощь взрослого.
Темперамент в колыбели
Все имеющиеся в распоряжении ученых факты свидетельствуют, что уже в самом раннем возрасте следует обращать внимание на поведенческую активность и доминирующий эмоциональный тонус малыша – они могут быть свидетельством особенностей его темперамента. Создавая благоприятную среду развития, можно компенсировать "неудобные" особенности типа темперамента. Согласитесь, настроение взрослых, сама семейная атмосфера по-особенному светлая, умиротворенная, если малыш пребывает в хорошем расположении духа. Для этого можно воспользоваться, например, такими средствами: переливчатый звон колокольчика, и гороховые перестуки погремушки, и нежные поглаживания, поцелуи, щекотание. У малышей рано пробуждается чувство юмора, причем, "возбудители" смеха меняются по мере взрослению малыша. Если четырехмесячный малыш пребывает на верху блаженства от "целования в животик", разнообразных "смешных" звуков, то наибольший восторг девятимесячного - вызывает игра в прятки или наблюдение за тем, как мама, играя с ним, ползает по полу и т. д.
Кризис 3-х лет
Большинству родителей приходится переживать вместе с ребенком моменты, когда "острые углы" его темперамента еще больше "заостряются": в эти кризисные периоды срабатывает закон "сложения индивидуальных и возрастных особенностей" развития. Это означает, что общая для всех возрастная тенденция развития к повышению возбудимости, неуравновешенности (как правило, это происходит в 3 года, а затем в 6 лет) может "наложиться" на природную "слабость" или природную "неуравновешенность", как это, имеет место, например, у детей меланхолического или холерического типов темпераментов. Какая помощь потребуется от родителей в этом случае? Лучшим приемом в этом случае будет не чтение нотаций, а отвлечение, переключение внимания с одного предмета на другой, с одного занятия на другое. У ребенка может возникнуть негативное отношение к чему-то, которое очень трудно изменить, приводя разумные доводы. Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок капризничает, не желая отправляться в детский сад. Одна молодая мама разрешила эту неприятную проблему не путем уговоров и взывания к чувству долга своей маленькой дочки, а придумав историю про маленьких забавных медвежат – любителей утренних прогулок. Заинтересованная девчушка смогла "переключиться" и совладать со своими капризами и строптивостью, не дать им закрепиться в качестве устойчивой черты характера.
Большой опыт в "преодолении себя" предоставляют в этом возрасте разнообразные игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами и др., а также занятия изобразительной деятельностью. В процессе всех этих занятий ребенок не только обогащается новыми знаниями, но и вырабатывает присущие ему способы произвольной регуляции своего поведения, закладываются, основанные на темпераменте, черты характера.
Проявления детской эмоциональности во многом зависят от эмоциональной атмосферы в семье. Оказалось, что чем больше матери обсуждают со своими трехлетними детьми различные эмоциональные состояния человека, тем более успешно адаптируются дети, достигнув шестилетнего возраста, к эмоциональным проявлениям незнакомых взрослых.
Ребенок готовится к школе
Следующий возрастной рубеж, чреватый возможными "осложнениями" со стороны темперамента - переход от дошкольного детства к школьному. Возрастной особенностью всех детей этого возраста, по сравнению с взрослыми, является меньшая выносливость и относительная инертность нервной системы. Поэтому, как правило, они в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, устойчивостью к различного рода помехам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени. У флегматиков и меланхоликов эти возрастные особенности работы нервной системы (вспомним о законе совмещения возрастного и типологического) могут привести к парадоксальным картинам поведения: крайняя степень утомления может выражаться в повышенной суетливости, хаотичной двигательной активности, нарастании возбуждения. Нередки агрессивные выходки, бурные эмоциональные реакции, плач. Встречаются также дети с противоположной внешней картиной поведения: ребенок спокойный, тихий, послушный. Однако на занятиях обнаруживается, что он не в состоянии сконцентрировать свое внимание, выполнять задание, если есть какие-то посторонние помехи; на незначительные замечания он может чрезвычайно болезненно отреагировать, заплакать. И это тоже проявления меланхолического темперамента. Для таких детей необходима особая организация режима труда и отдыха, для них целесообразно создавать более спокойные, щадящие условия, избегать перегрузок, давать возможность кратковременного отдыха при выполнении длительных напряженных заданий. Особая осторожность требуется при оценке их достижений: если они невысоки, то лучше похвалить такого ребенка за старание, приложенные усилия, внушить уверенность, что в следующий раз у него получится лучше, иными словами, учитывать его впечатлительность, повышенную ранимость, неуверенность в своих силах.
Некоторые дети отличаются крайней медлительностью, что может выражаться в отказе от деятельности при дефиците времени. Если подгонять такого ребенка, он впадает в ступор и не способен вообще что-либо делать. Не следует расценивать такое поведение как упрямство, скорее всего перед вами представитель флегматического темперамента. С ребенком, отличающимся крайней медлительностью, полезно проводить специальные занятия и игры, развивающие скоростные двигательные и речевые навыки. Однако темп надо наращивать постепенно. В качестве примера таких занятий – игра-движение под музыку с меняющимся темпом, или игра в мяч, при которой нужно одновременно называть заранее оговоренное слово, например – города, мебель названия цветов.
Особое внимание для всех детей данного возраста следует обращать на время непосредственно перед сном: нельзя допускать шумных подвижных игр, занятий и телепередач возбуждающего, устрашающего содержания. Лучше предложить спокойные занятия – рисование, прогулку.
Нет комментариев.
Отправить комментарий